История точечной росписи

    История точечной росписи. Современная техника росписи "Point-to-Point" (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись пике» (ПИКЕ́- франц. piqué, букв. «стеганый»). Прежде всего, что такое «точечная роспись» или «point-to-point»?

    Истоками данного вида росписи считаются несколько направлений древне-восточной росписи, например, "точечная" чеканка. Или «капельная" роспись, когда тонкий сушеный стебель опускали в краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам из древних времен благодаря искусству австралийских аборигенов, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек создать свое послание, свои неповторимые узоры и рисунки, передать настроение и ощущения, декорируя любые поверхности.

              

    Рассказывает заслуженная художница Реброва А.Ю. Позади те времена, когда коренное аборигенское население Австралии считалось примитивным, а их материальная культура - убогой. Сейчас, в начале двадцать первого века, искусство аборигенов во всех своих стилях и проявлениях и со всех частей континента признается как жизненное и динамичное выражение современного мира. Более того, искусство аборигенов стало модным и коммерчески успешным. Ведущие банки мира украшают работами коренных австралийцев свои офисы. Ведущие музеи с удовольствием предоставляют свои залы под выставки. Московском художественном институте им.В.Сурикова на втором-третьем курсе преподают технику точечной росписи разными способами. Это и использование натуральных красок в этой технике - она преобладала и в Персии и в Индии.

    В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что "раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу". Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Такая технология стала включать в тебя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого. В Индонезии точечной росписью, которая появилась у них еще древних веках, расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера.

    Все указанные виды росписи подвигли когда-то голландских художников-дизайнеров на новое перевоплощение – точечная роспись стала акриловой, и можно считать, что точечная акриловая роспись появилась вместе с первыми тюбиками акриловых контуров. Обычно в высших школах искусств, художественных вузах есть занятия, где учащиеся получают небольшой исторический экскурс с проведением или показом небольших мастер-классов данной росписи.

    Пуантилизм — живопись на пуантах. Термин «пуантилизм» происходит от французского слова point — точка. Другой термин, принятый для обозначения этого художественного направления,— дивизионизм, что по-французски означает «разделять». Любителям балета известно слово «пуанты» — балерина передвигается по сцене привстав на кончики пальцев. Такими точками-пуантами передавали свое видение действительности пуантилисты: Жорж Сера, Поль Синь-як и Анри Эдмон Кросс (вторая половина 19 века). 


    Импрессионисты руководствовались в своей работе прежде всего интуицией. Пуантилисты же основывали свою живопись на научной физико-математической базе. Они отказались от смешения красок на холсте. Крошечные точки-мазки разных цветов наносились раздельно — по методу одновременного контраста. Они должны были давать оптический эффект, равносильный для воспринимающего тому же смешению красок, но не на полотне, а в глазу. Такая дробная передача фактуры напоминает мозаику. Работу на пленэре пуантилисты считали своего рода «рабством». Они предпочитали создавать свои шедевры в мастерской, удерживая в памяти увиденные пейзажи и разлагая их на составляющие цвета. 


    Процесс создания рисунка, выполненного техникой пуантилизм, чем-то напоминает порхание бабочки. Нежные осторожные касания полотна самым кончиком кисти создает своеобразную рябь, похожую на дымку. Изображение, в целом вполне четкое, как бы уходит, прячется за мозаикой цветов, уходит и растворяется в глубине при попытке присмотреться к нему. Игра красок создает переливы, сравнимые с солнечными бликами на водяной поверхности. Поэтому вода на таких рисунках не просто оживает, а словно вообще живет своей жизнью, независимо от сюжета. Разноцветная рябь добавляет изображению жизни и естественности. Point-to-point или «пике» живописное, орнаментальное, графическое, этно – все это подвиды точечной акриловой росписи.

    В нынешнее время, когда многие увлеклись различными видами ручного творчества, данная техника развивается и совершенствуется.

    Представляем вашему вниманию серию фотографий Российских мастеров точечной росписи в разделе ФОТО ГАЛЕРЕЯ

    Назад к списку новостей

    Вверх